воскресенье, 22 марта 2009 г.

... Слав это не касается) то книга по психологии (НЕ из разряда как самому сделать ...

Всего через каких-то две недели психотест. Странно, но мозки из ушей еще не вылились, я только сожалею по-поводу того, что так мало времени на подготовку, но ведь это еще не самое страшное...

Самое страшное что уже через три недели у мну День Рождения, а я даже не знаю если я вообще хочу его отмечать. Не вижу в этом смысла если чесно. Для меня весь смысл таких праздниках как Новый Год и День Рождения в том, что б собратся с близкими, всех увидет, и получить свой маленький символ внимания - какой-нибудь подарочек. А я обычно ни подарков не получаю, ни тех кого хочу увидеть не вижу, ибо дом, семья, рапота, учеба, ой до тебя далеко ехать и прочее. И люди не понимающие, что вовремя подаренная ерундовина копеешная становится ближе сердцу чем какие-то дарогие вещи.

В любом случае, я становлюсь ЕЩЕ старше ( страх-то какой, мамочки), и больше НИКОМУ!!! небуду напоминать о своем дне рождении, пора научится жить без всяких детских представлений о правильном мироустройстве...

P.S. если кто-то все-таки задумал мне что-то подарить (всяких Слав это не касается) то книга по психологии (НЕ из разряда как самому сделать свою жизнь лутше) - лутший подарок;р

про психологию.

В четверг была у психолога, и он говорил мне о проэцировании своего бессознательного на сознательную жизнь.

Говорил о недолюбленном внутреннем ребенке, и прочее.

Я долго думала, и понимаю. что ну никак не сходится это с моим мироощущением.

Я думаю, что у меня все намного сложнее, и одновременно проще.

По-моему у меня просто комплекс мессии, а другие схожести - есть просто нелепые совпадения.

Или проэцирование идет в малом количестве, и в совокупе с комплексом.

Чудная история о психологии, фауне и литературе

http://neivid.livejournal.com/287773.html

Говорят, в некоторых союзных республиках возникали схожие проблемы. Просто за отсутствием котов и дубов, но наличием бессмертной классики в школьной программе.

А Я- О ПСИХОЛОГИИ.





 В XXI век мы вошли с огромными достижениями: Интернет, сотовая связь, клонирование  и т.д. Но умение строить межличностные отношения не на самом ли "непродвинутом" уровне. В чем проблема? Мы увеличиваем количество часов на изучение математики, других предметов - ведь это же надо для ЕГЭ.Мы говорим о Программах "Здоровье". А остановить людей от наркомании  не можем. Жестокие драки подростков в городах- обычное дело. Суициды, детская беременность, конфликты поколений- почему все это происходит по возрастающей? Все-таки, мировоззрение наших детей, молодежи  не имеет должной платформы нравственности, психологических основ. Откуда им взяться? Не с этого ли надо начинать. Нужен ли будет стране ЕГЭ, новые технологии,  если сознание детей будет не способно воспринимать и осуществлять  цели и задачи своего гуманного начала в жизни. Да, можно дать знания и воспитать злого гения. Почему история не учит? 

Приведу пример из собственных наблюдений.

  Так как темы эссе на олимпиадах носят философский характер, приходится обсуждать всевозможные аспекты. Избитая тема: что спасет мир? Дети, не задумываясь, отвечают - любовь. Потому, что где-то уже это слышали? Когда просишь продолжить мысль- в ответ- ухмылка. Почему? Что-то постыдное есть в этом чувстве? И что же это такое, что вызывает ухмылку, но  может быть спасителем мира? Не удивительно, для большинства подростков  "книжная" возвышенная любовь Наташи Ростовой "не подкреплена действительностью", она не реальна. А что реальное? "Дом -2", "За стеклом", "Наша Russia". Продолжать не будем. Но дети  верят, что это- ЛЮБОВЬ.. "спаситель мира".. Мой вопрос детям,  не психология - ли призвана спасти  мир, сначала удивил детей. Не понять это, видимо,  и тем, кто  в основу школьной программы заложил максимум часов на некоторые предметы, не оставив места главному. Религиозный человек ставит на первое место ЛЮБОВЬ к богу, и это чувство имеет прочную платформу, верующий помнит и чтит 10 заповедей, которые злу и ненависти не учат. Оскорбление - это грех, ненависть- тоже, ибо "возлюби и ближнего, и  врага своего", не всегда под силу не глубоко верующим людям. Верующие люди посещают церковь, это тоже школа, где разъясняют и обсуждают мирские проблемы с опорой на целую систему способов самосовершенствования человека. Занятые школьной жизнью, спортом, музыкой и т.д., наши дети в редких случаях идут в церковь. А загляните в прошлое? Посмотрите на другие страны- правильно ли мы делаем? Я не за то, чтобы "грузить" школу еще и уроками религии, которые ведут не специалисты. Вот уж, упаси Господи! Субботы во многих школах, если не в большинстве- рабочие для школьников. А почему не побыть бы детям в семье с родителями? Почему программы в зарубежных школах укладываются в "пятидневку", а с нашими стандартами никак не справиться в 5 дней?

О ней, о главной, о  психологии.  Не зная психических особенностей и закономерностей психического развития себя и себе подобных, как же мы можем налаживать повседневные отношения в учебе, работе и в этой же любви, которая не облагораживает, а очень часто разрушает, приносит сплошные страдания и неприятные последствия. Мы с болью смотрим на девочек эммо. Искренне хочется им помочь, стараешься мысленно и духовно прочувствовать мир этого ребенка, чтобы помочь ему. И не к психологу в кабинет надо бежать, иногда дети не успевают добежать и режут вены, вешаются и т.д. Должна быть сумма знаний под названием "Помоги себе сам" во всевозможных крайностях и неудачах. Детский и юношеский суицид- это не всегда патология, болезнь. Это неумение справиться со своим состоянием. Каждый человек должен иметь знания, чтобы уметь помочь себе и тому, кто рядом, не обращаясь за помощью к (что греха таить)не всегда компетентным психологам. В школьной программе психология должна быть ведущим предметом на ряду с родным языком, не менее 3 часов в неделю. Учиться жизни не на словах, а на тренингах по психологии, с хорошим визуальным сопровождением, чтобы заставляли думать, оставляли отпечаток в памяти. Недавно моя дочь, взрослая девушка, со слезами на глазах рассказывала, какой фильм они смотрели на занятиях  в вузе. Если бы в 7-9 классе дети видели на мониторе какую боль испытывает ребенок во время аборта, как он борется  за свое существование, и как жестоко его лишают жизни, если бы уроды в банках были видны с монитора, как подтверждение приема алкоголя, следствие приема  наркотиков и эти темы не просто обсуждались, а кратко, но выразительно, аргументированно представлялись на обновленных занятиях по психологии, да было бы понятие веры, религиозной гуманности, может и жизнь наша менялась бы к лучшему.

Конфликт поколений- это как- будто, и не проблема. Обычное дело.Неуважение старости- вообще во внимание не берется, а ведь все мы на пути туда, в эту "страну".Если раньше работали "тимуровцы", благотворительные детские организации (назовем их так , по-современному), и вовсе не дикостью считалось пробежаться за продуктами и в аптеку, чтобы помочь  пожилым и немощным. Дежурили всем классом, кто убирал, кто за покупками бегал. В мировоззрение наших  молодых людей это не заложено. Работая над проектом, мои дети проводили исследования, анкетирования. Преобладали ответы: все равно у них кто-то где-то есть. Пусть помогают. Есть дома престарелых. За какую-то плату можно было бы помочь.Единицы согласны помочь бескорыстно.Вывод: просто так, бесплатно никому ничего не сделаю. Неумение видеть проблемы того, кто рядом и нежелание помочь - во что оно выльется?

Мы говорим о конфликтах поколений. А какое поколение  у нас получало основательную базу нравственности через религию? Через религию -поколение  дедов. Отцов и детей- немногочисленные случаи. А через  психологию? Ни одно. Да, мы заняты проблемами ЕГЭ, компьютеризацией школ, новыми технологиями в образовании, это - важно. Но в новых условиях мира появилось новое мировоззрение,   новое понятие человека новой культуры мира. В основе- толерантность, сотрудничество, сопереживание.Без этого мир, и нас в этом мире, не спасти. Психология, как ведущая наука, способна помочь решать эти проблемы. Может, стоит сделать ЕЁ королевой школьной программы? Простите за многословие. Может, кто-то да услышит и поймет.

Хм

Вчера плакала вечером, сидя вот так перед монитором, а сегодня - улыбаюсь. Странно всё так, непредсказуемо... Пытаюсь сбежать от нирс, а потом - с головой окунаюсь туда... и в восторге от этого... Одиноко, но я упорно отказываюсь от встреч, которые мне явно ничего долгосрочного не принесут...Странно... Я чувствую, как я взрослею, умнею...но радости это не приносит, только разочарование... Зато я понимаю жизнь, людей... Я и не подозревала, что психология может столько мне дать, так обогатить меня... Я очень повзрослела. И всё-таки это хорошо.

Я О ПСИХОЛОГИИ..



ЕГЭ - ЭТО ВАЖНО.А Я- О ПСИХОЛОГИИ.

 

 В XXI век мы вошли с огромными достижениями: Интернет, сотовая связь, клонирование  и т.д. Но умение строить межличностные отношения не на самом ли "непродвинутом" уровне. В чем проблема? Мы увеличиваем количество часов на изучение математики, других предметов - ведь это же надо для ЕГЭ.Мы говорим о Программах "Здоровье". А остановить людей от наркомании  не можем. Жестокие драки подростков в городах- обычное дело. Суициды, детская беременность, конфликты поколений- почему все это происходит по возрастающей? Все-таки, мировоззрение наших детей, молодежи  не имеет должной платформы нравственности, психологических основ. Откуда им взяться? Не с этого ли надо начинать. Нужен ли будет стране ЕГЭ, новые технологии,  если сознание детей будет не способно воспринимать и осуществлять  цели и задачи своего гуманного начала в жизни. Да, можно дать знания и воспитать злого гения. Почему история не учит? 

Приведу пример из собственных наблюдений.

  Так как темы эссе на олимпиадах носят философский характер, приходится обсуждать всевозможные аспекты. Избитая тема: что спасет мир? Дети, не задумываясь, отвечают - любовь. Потому, что где-то уже это слышали? Когда просишь продолжить мысль- в ответ- ухмылка. Почему? Что-то постыдное есть в этом чувстве? И что же это такое, что вызывает ухмылку, но  может быть спасителем мира? Не удивительно, для большинства подростков  "книжная" возвышенная любовь Наташи Ростовой "не подкреплена действительностью", она не реальна. А что реальное? "Дом -2", "За стеклом", "Наша Russia". Продолжать не будем. Но дети  верят, что это- ЛЮБОВЬ.. "спаситель мира".. Мой вопрос детям,  не психология - ли призвана спасти  мир, сначала удивил детей. Не понять это, видимо,  и тем, кто  в основу школьной программы заложил максимум часов на некоторые предметы, не оставив места главному. Религиозный человек ставит на первое место ЛЮБОВЬ к богу, и это чувство имеет прочную платформу, верующий помнит и чтит 10 заповедей, которые злу и ненависти не учат. Оскорбление - это грех, ненависть- тоже, ибо "возлюби и ближнего, и  врага своего", не всегда под силу не глубоко верующим людям. Верующие люди посещают церковь, это тоже школа, где разъясняют и обсуждают мирские проблемы с опорой на целую систему способов самосовершенствования человека. Занятые школьной жизнью, спортом, музыкой и т.д., наши дети в редких случаях идут в церковь. А загляните в прошлое? Посмотрите на другие страны- правильно ли мы делаем? Я не за то, чтобы "грузить" школу еще и уроками религии, которые ведут не специалисты. Вот уж, упаси Господи! Субботы во многих школах, если не в большинстве- рабочие для школьников. А почему не побыть бы детям в семье с родителями? Почему программы в зарубежных школах укладываются в "пятидневку", а с нашими стандартами никак не справиться в 5 дней?

О ней, о главной, о  психологии.  Не зная психических особенностей и закономерностей психического развития себя и себе подобных, как же мы можем налаживать повседневные отношения в учебе, работе и в этой же любви, которая не облагораживает, а очень часто разрушает, приносит сплошные страдания и неприятные последствия. Мы с болью смотрим на девочек эммо. Искренне хочется им помочь, стараешься мысленно и духовно прочувствовать мир этого ребенка, чтобы помочь ему. И не к психологу в кабинет надо бежать, иногда дети не успевают добежать и режут вены, вешаются и т.д. Должна быть сумма знаний под названием "Помоги себе сам" во всевозможных крайностях и неудачах. Детский и юношеский суицид- это не всегда патология, болезнь. Это неумение справиться со своим состоянием. Каждый человек должен иметь знания, чтобы уметь помочь себе и тому, кто рядом, не обращаясь за помощью к (что греха таить)не всегда компетентным психологам. В школьной программе психология должна быть ведущим предметом на ряду с родным языком, не менее 3 часов в неделю. Учиться жизни не на словах, а на тренингах по психологии, с хорошим визуальным сопровождением, чтобы заставляли думать, оставляли отпечаток в памяти. Недавно моя дочь, взрослая девушка, со слезами на глазах рассказывала, какой фильм они смотрели на занятиях  в вузе. Если бы в 7-9 классе дети видели на мониторе какую боль испытывает ребенок во время аборта, как он борется  за свое существование, и как жестоко его лишают жизни, если бы уроды в банках были видны с монитора, как подтверждение приема алкоголя, следствие приема  наркотиков и эти темы не просто обсуждались, а кратко, но выразительно, аргументированно представлялись на обновленных занятиях по психологии, да было бы понятие веры, религиозной гуманности, может и жизнь наша менялась бы к лучшему.

Конфликт поколений- это как- будто, и не проблема. Обычное дело.Неуважение старости- вообще во внимание не берется, а ведь все мы на пути туда, в эту "страну".Если раньше работали "тимуровцы", благотворительные детские организации (назовем их так , по-современному), и вовсе не дикостью считалось пробежаться за продуктами и в аптеку, чтобы помочь  пожилым и немощным. Дежурили всем классом, кто убирал, кто за покупками бегал. В мировоззрение наших  молодых людей это не заложено. Работая над проектом, мои дети проводили исследования, анкетирования. Преобладали ответы: все равно у них кто-то где-то есть. Пусть помогают. Есть дома престарелых. За какую-то плату можно было бы помочь.Единицы согласны помочь бескорыстно.Вывод: просто так, бесплатно никому ничего не сделаю. Неумение видеть проблемы того, кто рядом и нежелание помочь - во что оно выльется?

Мы говорим о конфликтах поколений. А какое поколение  у нас получало основательную базу нравственности через религию? Через религию -поколение  дедов. Отцов и детей- немногочисленные случаи. А через  психологию? Ни одно. Да, мы заняты проблемами ЕГЭ, компьютеризацией школ, новыми технологиями в образовании, это - важно. Но в новых условиях мира появилось новое мировоззрение,   новое понятие человека новой культуры мира. В основе- толерантность, сотрудничество, сопереживание.Без этого мир, и нас в этом мире, не спасти. Психология, как ведущая наука, способна помочь решать эти проблемы. Может, стоит сделать ЕЁ королевой школьной программы? Простите за многословие. Может, кто-то да услышит и поймет.

психология и отношения....мужчина и женщина..

Мужчина и женщина

Все мы женщины, и всем нам нужна романтика. А к романтике нам просто необходима уверенность в том, что мы - самые лучшие и замечательные, самые неповторимые и самые достойные глубочайшей любви и уважения.

Как же нам хочется, чтоб нас любили, лелеяли и холили. И когда на нашем горизонте возникает очередной "принц", которого, как нам кажется, мы ждали всю свою жизнь, мы таем как шоколад. И в итоге - очередное разочарование. Как же нам быть?

Все дело в том, что глядя на женщину, большинство мужчин испытывают сексуальное возбуждение. Или другими словами - выброс гормонов тестостерона. То есть такая сексуальная реакция - это не что иное, как физиологическая реакция на существо женского пола. Именно такие чувства мужчины чаще всего и называют любовью с первого взгляда, о чем они и говорят женщинам.

А женщины что? Для нас любовь с первого взгляда - это не просто "увидел и полюбил", это еще и продолжение - обязательно любовь до гроба, звон колечек и как минимум трое детей. Поэтому, услышав слова о любви с первого взгляда (конечно, любви к нам), мы и ждем чего-то невероятного. А в итоге все банально заканчивается постелью.

Когда мужчина желает секса, он может использовать самые разнообразные уловки для соблазнения. И тогда мы слышим все, что хотим слышать, да и мужчина начинает так с нами общаться, как мы того желаем. И вот мы, бедные доверчивые девушки, очарованы, мы верим, что мы любимы, полностью доверяем своему мужчине. А наш мужчина, добившись желаемого, теряет к нам всякий интерес!

Конечно, любую женщину такое поведение сильно унижает. В итоге на душе у нее остается неприятный осадок и мысли о том, что ее попросту использовали. Да и как ни крути - а так оно и есть, мужчина использовал женщину для снятия сексуального возбуждения.

Почему же мужчины поступают так подло? Дело в том, что возбудить мужчину может практически любая вещь - клип по телевизору, где мелькают голые ножки, эротическая сцена фильма, просто малознакомая женщина на улице в короткой юбке. Процесс запущен - есть возбуждение и его надо как-то снимать. И тут под руку мужчине попадаемся мы. Конечно, хитрецы знают, что простое предложение заняться сексом вряд ли к чему-то приведет. Поэтому чтобы добиться желаемого мужчина говорит нам красивые комплименты, дарит цветы, подарки, водит в кафе, признается в любви, при этом целует и обнимает нас. Ну кто из нас может устоять перед таким напором? Никто, наверное. Поэтому лучше присмотреться к вашему мужчине, чтоб не наделать глупостей.

Если мужчина после полового акта сразу встает, одевается и уходит, обещая позвонить - будьте бдительны! Если мужчина пропадает на несколько дней, не звонит, оправдываясь тем, что у него не было времени - берегитесь! Если он обещает позвонить - и не звонит без уважительной (на ваш взгляд) причине - осторожно! Если мужчина появляется только для того, что бы затащить вас в постель - убегайте! Если все вышеперечисленное относится к вашим отношением, знайте: этот мужчина вас не любит, а просто использует.

Не забывайте, что любовь - это в первую очередь эмоции, духовное родство, дружба не только тел, но и душ. Уважайте себя, берегите себя и пусть у вас все будет хорошо!

... танцы, случайная книжка про ДАО и статьи восточной психологии в Домашнем очаге.

Как-то все застопорилось. Даже название для записи не придумывается :)

Мысли пустуют. Почитываю книжечку про принципы ДАО и с легким удивлением обнаруживаю насколько мне это близко... Я вообще много читаю. Каждый день что-нибудь. Книги. Интернет-статьи. Журналы... И очень много сейчас пишут, что вот это вредно и то... И страшно за человечество становится... А тут вот гармония, простота, духовные ценности... Восточная тема сейчас для меня актуальна. Как-то так спонтанно получилось, как-будто сложено из мозаики: аромо-масла, восточные танцы, случайная книжка про ДАО и статьи восточной психологии в Домашнем очаге.

А еще я откликнулась на приглашение знакомой девушки-тренера придти в гости и заодно решила приурочить к этому событию пробное занятие йогой. Намечено на следующую субботу. Эх, суббота-суббота. По субботам у меня как раз восточные танцы. Которые я сегодня прогуляла. Все таки мне сложно заставить себя разорвать выходной день пополам тренировкой. Думаю либо заниматься в более неудобное и к тому же позднее время, но в будни либо как-то себя переламывать и пересматривать распорядок выходных. А может быть вообще получится так, что заниматься буду три раза в неделю танцы-йога-тренажерный зал... Мммм... посмотрим...

Основная тема дня - шоппинг. Наконец-то удачный! Положила начало новому базовому гардеробу. Остальное планирую сшить на заказ. 

Еще пересмотрела фильм "Малышки" (в оригинале "little darlings ") 80-го года. О пари между двумя 15 летними девчонками кто первый лешится девственности. Первый раз смотрела в детстве. Сейчас эмоции от просмотра уже другие, значительно спокойнее. А тогда герои казались такими взрослыми и все события такими серьезными... Однозначно рекомендовано для просмотра подростающему поколению в качестве профилактики ранних половых связей :)

узаконенное убийство.

автор: Екатерина Бурмистрова

Екатерина Бурмистрова - психолог

семейного центра "Рождество", специалист по вопросам семейного

консультирования, проблемам детско-родительских отношений, возрастной

психологии. Мама семерых детей.

Попробуем рассмотреть дальние

психологические последствия такой страшной и такой привычной обыденному

сознанию, разрешенной государством медицинской операции под названием

"аборт".

Я уверена, что большинство женщин, прошедших через

круги этого ада, не могут без внутренней дрожи ни читать, ни

произносить это слово. И, тем не менее, ежегодно в нашей стране

население, как известно, сокращается.

Если говорить о

деталях того, как женщины, особенно юные, попадают в эту ловушку, то

нельзя не отметить, прежде всего, такой стимулирующий фактор, как

лояльное отношение общества к этой процедуре. Вопрос эвтаназии

обсуждается очень горячо, и законодательно не принят пока ни в одной

стране мира. Это, к счастью, допустимым пока не считается. Человека,

которого собираются подвергнуть эвтаназии, т.е. осмысленному убийству,

видно. Мы видим его дыхание, сердцебиение, движение, и множество других

признаков, отличающих живое от неживого. И это останавливает. А вот на

эмбрион, который не виден глазу, руку поднять легко.

Эмбрион - живое существо. Не виден простым глазом, значит, беззащитен

Человеческий

эмбрион тоже, как мы знаем, обладает всеми признаками живого существа:

у него есть сердцебиение, он движется, испытывает простые эмоции

(удовольствие и неудовольствие) и пытается убежать от абортивного

инструмента.

Исследователи, пытавшиеся заснять эту страшную

процедуру на микроскопическую камеру, утверждают, что на крохотном

личике выражается ужас в тот момент, когда абортивная трубка

приближается к эмбриону. Если думать об этом - становится так страшно.

Но этого не видно.

Существует, конечно, ультразвук. Но данные

свидетельствуют о том, что если женщина всерьез думает про аборт, то на

ультразвуке она не пытается ничего разглядеть, не просит показать ей

ребеночка, сделать фотографии - все это лишь усугубило бы ее

последующую вину.

Эта же самая женщина в тот же период своей

жизни может активно протестовать против того, чтобы кто-нибудь раздавил

на ее глазах мелкое насекомое: ведь оно такое маленькое, беззащитное,

не может спрятаться и убежать. Букашка - различима глазу. А собственный

внутриутробный ребенок - нет.

И психологические защиты,

выстроенные в сознании беременной женщины, позволяют ей воображать,

будто в ее лоне никого нет. Там некая инфекция, которую нужно побыстрей

устранить. Избавиться от неприятности. Но так мыслить можно, только

если абсолютно не обращать внимания на голос пробуждающейся материнской

интуиции.

Допустимость аборта, отсутствие четких моральных норм

и запретов со стороны общества - одна из ловушек современной

цивилизации вообще и демографической ситуации в России в частности.

Психологическое состояние женщины, идущей на аборт

Итак,

основное внутреннее стремление женщины, собирающейся сделать аборт, -

это не допустить в свое сознание мыслей о том, что то, что внутри нее

живет (без спросу завелось), - это живое существо.

Всеми

правдами и неправдами женщина строит в своем сознании перегородки, и не

подпускает близко телесные и психические ощущения развивающейся

беременности. Ее пугают измененные вкусовые и обонятельные ощущения, а

увеличившийся размер талии просто раздражает.

Всеми силами

женщина отгораживает свое сознание и свое восприятие от всего,

связанного с собственной - нежеланной - беременностью, а также детьми

вообще.

Женщину в этот период могут крайне раздражать дети

подруг и родственников, а также случайно встреченные на улице малыши.

Беременная и недавно сделавшая аборт женщина сознательно или

полусознательно старается избегать подобных встреч. Происходит это

потому, что мышление человека во многом ассоциативно - увидев детишек

или просто предметы детского обихода, можно вспомнить про своего

нерожденного. А это - страшно, опасно.

Ведь если такие мысли

подпустить близко, чувство вины накроет с головой, и не сможет не

прийти осознание того, ЧТО же она собирается сделать.

Про

обстоятельства, сопутствующие аборту можно много говорить. Но тема

данной статьи - то, что происходит после него с сознанием женщины, а

еще точнее - о долговременных последствиях и изменениях материнского

поведения.

"Защитная стена" в сознании женщины и последствия ее возникновения

Собираясь

избавиться от ребенка, женщина сначала избавляется от любых мыслей о

нем, от чувств, которые нормальным образом пробуждает младенец. Женщина

строит в своем сознании крепкую защитную стену для того, чтобы чувство

вины и непоправимой утраты не настигло ее. На языке психологов это

называется "вытеснение".

Защитная стена, как правило, возникает.

Но вот демонтировать, устранить ее женщина часто не в состоянии. Так уж

устроена человеческая психика: психологические защиты, которыми мы

пользуемся, начинают работать без нашего ведома и нашего желания.

Стена,

отделяющая сознание несостоявшейся матери от всего, связанного с

детьми, начинает работать автоматически. И женщина не чувствует

нормального тепла и нежности. А ощущает страх различной силы и вину.

Беременность, теперь уже желанная

Наступает

новая беременность, теперь уже желанная. Мысли об аборте либо надежно

вытеснены, либо женщина прошла через жгучее раскаяние. Иногда

беременность теперь - долгожданная, так как были проблемы, или

представляет из себя сверхценность.

Но, в любом случае, принятие

беременности у женщины, прошедшей через аборт отличается от такового у

женщины, забеременевшей впервые. Тут - легкое раскрытие интуитивности и

волны материнской нежности к растущему животику. Там - страх и пустота.

Чувства,

которые так упорно изгонялись, не могут вернуться сами. Нужно тратить

определенные силы, чтобы теперь настроить себя на материнскую волну.

Аборт, относящийся к смертным грехам, оставляет на душе шрам. Мы,

православные люди, верим, что многое исправляется покаянием. Но при

аборте, даже сделанном фактически несознательно или навязанном волей

близких людей, шрам на душе женщины остается. И относятся эти изменения

к сфере материнских чувств.

Как правило, сложности принятия следующей беременности и первого ребенка имеют высокую корреляцию с ранее сделанным абортом.

Гипогностическое отношение к беременности

Интуиция не работает.

Нередко

женщина не замечает признаки наступившей беременности, и даже

выраженный токсикоз. Происходит это потому, что она старалась не видеть

этого тогда, в той, печально закончившейся ситуации, и научилась

многого не замечать, просто чтобы выжить после аборта. А отчасти -

просто из-за "сбивки" настроек. И хочется включить интуицию, но не

получается.

Ее собственный организм не читает признаков

глобального изменения состояния. Нормальную тошноту беременных она

принимает за временное расстройство пищеварения, а первые различимые

движения малыша - за газы. Нежелание или невозможность замечать

наступившую беременность - один из серьезных признаков нарушения

контакта мать-дитя.

Эйфорическое отношение к беременности

Противоположность

случаю, описанному выше, - слишком радостное и восторженное отношение к

беременности. Женщина как будто летает, не замечая своих собственных

недомоганий, не обращая внимания на потенциальные проблемы малыша. У

нее все хорошо. Чувство вины ее отпустило.

Часто и отношение к

родам, и к проблемам послеродового периода такое же легкое,

несерьезное. И в этой ситуации женщина может быть не готова к тем

испытаниям, которые готовит ей материнство. В случае болезни малыша или

какой-либо серьезной неполадки эйфория пропадает, уступая место панике.

Иррациональное чувство страха перед родами

Женщина

подспудно ощущает себя виноватой, и боится, что будет наказана тем, что

с теперешним, желанным ребенком что-то будет не так. Может возникать

страх врожденных и генетических патологий у будущего ребенка, а также

сомнения в благополучии уже родившегося.

Нередко женщину настигает страх, что с ребенком может произойти несчастный случай.

Возможен

также страх болезней. Все это встречается и у женщин, никогда не

делавших аборты, но в значительно меньшей степени. Постабортные

изменения характерны тем, что женщина совершенно не осознает этимологию

собственных страхов.

Роды прошли благополучно

Женщина берет на руки долгожданное дитя. Это момент наивысшей радости. Но радость женщины с ПАС может быть омрачена.

Теперь,

когда ребенок увидел свет, и женщина поняла, какая же это

драгоценность, и насколько настоящее это счастье, несмотря на все

послеродовые трудности. Она может начать очень бояться за ребенка.

Страх,

что с младенцем что-то не так Что-то не то - с Вами. И это надо

признать. Есть русская поговорка "перекладывать с больной головы на

здоровую". Так страхи женщины с постабортным синдромом (ПАС)

проецируются на ребенка.

Мы, женщины, склонны проецировать

собственные страхи на окружающих, особенно на наших детей. Не допуская

в сознание мысль, что это с ней, мамой, что-то не в порядке, женщина

может искать неполадки и неправильности в развитии малыша.

Сверхтревожное отношение к здоровью ребенка со стороны мамы - фактор

риска. А повышенный уровень беспокойства может сделать первые месяцы с

малышом довольно трудными.

Мама не может получать удовольствие

от общения с младенцем, потому что очень боится. Иррациональный страх

мешает ей почувствовать всю радость момента. Ей нередко кажется, что

такое счастье незаслуженно и может быть отобрано.

Если женщина не верующая, не покаялась в грехе многократно, то она может оказаться на грани невроза.

Как и когда включаются материнские чувства?

Материнские чувства - сложный феномен, и "включаются" они, как правило, не сразу.

В

норме для того, чтобы почувствовать себя мамой и начать получать

удовольствие от материнства, требуется некоторый временной промежуток.

Обычно этот адаптационный период занимает от 4 до 8-9 недель, то есть в

среднем 40 дней - классическое время для приспособления к новому

состоянию. И только после того, как это время прошло, большинство

первородящих женщин начинают ощущать ту самую долгожданную материнскую

нежность к младенцу. У женщин, переживших аборт, материнские чувства

могут быть напрочь "вырублены". И если роды и момент узнавания

новорожденного, то есть импринтинга, не включат их, они могут "спать"

неограниченно долго.

Эмоциональная холодность к младенцу

Формально

женщина может быть прекрасной, высокомотивированной мамой, без особого

труда справляющейся с уходом за малышом. Но внутри у нее сохраняется

некоторый ледок. К сожалению, (или к счастью?) понять, что дела с ней

обстоят именно так, женщина фактически не в состоянии. Помните, как в

сказке про Снежную Королеву, пока осколок был внутри, человек не

понимал, насколько он на самого себя не похож? И только когда осколок

выходил наружу, человек начинал осознавать, что он в этом состоянии

натворил. Женщина, прошедшая через аборт, как правило, ничего "такого"

не делает. Она ведет себя, как все молодые матери: в меру неопытная, в

меру неуверенная. Она, сама того не ведая, избавившись от предыдущей

беременности, наказала и себя, и своего первенца.

Особой радости, сердечного трепета и тепла к младенцу такая женщина испытывать не может. Пока.

Как

пойдут дела дальше, во многом зависит от числа абортов и многих

сопутствующих обстоятельств. А также от степени раскаяния женщины,

оплаканности греха.

Отторжение, передача ребенка в другие руки

Самое

страшное, что может, наверное, случиться, если женщина, не справляясь с

нагрузкой и нахлынувшими на нее противоречивыми чувствами, эмоционально

передоверяет малыша другому человеку - бабушке, няне. Формально она

является матерью, но основной уход за младенцем теперь не на ней. Такое

положение вещей проблему только усугубит. Подросший ребенок будет иметь

к маме глобальные эмоциональные претензии.

Интуиция молчит, женщина не верит своей интуиции.

Сердечное

чувство, душевное расположение никогда не подтолкнет женщину к аборту.

И совесть, интуиция в решающий момент вопиют: "Остановись! Что же ты

делаешь!" Чтобы пойти дальше, их нужно просто заткнуть. Вот именно так,

грубо. Или не обращать на них никакого внимания. Аборт длится недолго,

а вот последствия его - физические, эмоциональные, нравственные,

душевные - можно расхлебывать всю жизнь. И если мы через что-то

переступили, это больше не является для нас ориентиром. Интуиция

замолкает, и, возможно, надолго. Женщина чувствует, что она потерялась

в жизни. Не секрет, что пары, пошедшие на аборт, чаще всего

распадаются. И тому есть множество причин.

Рациональное и иррациональное чувство вины

Ребенок,

рожденный после одного или нескольких абортов, внешне может не

нуждаться ни в чем. Семья, без которой рождение ребенка не мыслилось,

построена (и женщина тщательно гонит мысли о том, что построена она на

крови), материальная база создана. Этот ребенок - желанный. Перед ним

матери не в чем оправдываться.

Но чувство иррациональной вины

может по временам просто захлестывать женщину, ставшую теперь матерью.

И это вполне объяснимо, даже с рациональной точки зрения. По-настоящему

вину женщина испытывает не перед этим младенцем, а перед тем, другим,

который не увидел свет. Просто теперь, когда появился ребенок и

материнские чувства были допущены в сознание, женщина начинает

понимать, что же произошло тогда. Могут приходить мысли о том, сколько

теперь было бы тому ребенку, что бы он уже умел делать.

Если женщина не хочет подобных мыслей

И

если все это в сознание не пропускать, то будет казаться, что женщина

что-то не додает. Кому? Ребенку. Какому? А ведь есть только этот! Так

снова может быть запущен механизм вытеснения. А ребенок займет позицию

"Зеницы ока". Мама будет очень за него бояться и с трудом отпускать от

себя, ей может начать казаться, что она не имеет права отойти ни на

минуту.

Ее повышенное внимание - компенсаторно. Она как будто

хочет отдать этому ребенку двойную меру - за того, неродившегося. И

абсолютно этого не осознает. Сверхтревожное, гипервключенное отношение

к младенцу - прекрасная почва для воспитания будущего эгоцентрика.

Материнская сверхвключенность в младенца и повышенная тревожность

Бывает

так, что комплекс вышеописанных чувств, гремучий коктейль, состоящий из

молчащей интуиции, неосознаваемой вины и вполне ощутимого страха, может

делать женщину тревожной и сверхвключенной в младенца. Малейшее его

попискивание рассматривается такой матерью как призыв и просьба о

помощи. И если женщина не может удовлетворить ее тут же - она чувствует

себя предательницей.

Возникает эмоциональный симбиоз с матерью, мешающий полноценному развитию ребенка, истощающий маму.

Раздражение от плача малыша в течение первого года

"Выключенные"

в свое время на стадии зарождения материнские чувства могут давать о

себе знать тем, что женщина может вместо нормальной жалости испытывать

раздражение, злобу и даже агрессию в то время, когда ребенок плачет. А

малыш, чувствуя парадоксальную материнскую реакцию, плачет еще сильней

и становится беспокойным, крикливым, требовательным.

Мой ребенок - трудный

В

силу вышеперечисленных обстоятельств у женщины может возникать

ощущение, что дело вовсе не в ней самой, а в характере, личностных

особенностях или здоровье ребенка. Но кто тут, в этой парочке, трудный

- еще надо доказать. У женщин с плохо развитыми родительскими

инстинктами дети часто становятся довольно требовательными. Просто,

чтобы выжить. Это не ребенок трудный, а Вам сложно с ним.

"Материнство - непосильный крест"

Такое

ощущение может возникать на первых порах. Нужно поставить себе верный

диагноз: со мной как с мамой что-то не так, и это вполне заслуженно.

Кресты бывают разные - не внешние, так внутренние. И постабортный

синдром - тяжелый внутренний крест. Чем с большим смирением будет

переносить его молодая мать, тем естественнее сложатся ее отношения с

малышом.

Остальное, на мой взгляд, в большой степени в ведении

священника. Ведь если Вы свой грех и нынешние его последствия назовете

и исповедуете, то сможете получить утешение и совет. А участие в

церковных Таинствах с годами смягчат боль. Но если в сознании матери с

ПАС эти логические связи не простроены, и она не понимает, отчего

мучается, помочь ей будет гораздо труднее.

Свобода воли - одна

из центральных тайн отношений человека и Господа. Молитва о том, чтобы

Господь дал ей неискаженный образ материнства, - лучшее, что можно

посоветовать. Но, думаю, это тоже в ведении священнослужителя.

Подведем итог

Итак,

в постабортной ситуации материнские чувства женщины не развиваются

естественным путем. То или иное затруднение обязательно будет. Увидеть

это проще всего при сравнении своего отношения к малышу с другими

матерями. Те, не делавшие аборт, смело могут сказать: ребенок - это

такая радость. Прошедшие через аборт как будто чувствуют некоторый

ледок или определенную неловкость внутри. А женщины, которые подобные

мысли и чувство вины в сознание не допускают, наказываются изнутри

повышенной тревожностью и значительным уровнем страхов.

Женщина,

прошедшая через аборт, эмоционально к ребенку не готова. Присутствует

либо сверхмотивация, превращающая младенца в сверхценность, либо

внутренняя холодность и невозможность включиться. Все это изнутри

приходящее - наказание за аборт.

Что делать?

Прежде

всего, надо признавать свои изменения, совершившиеся не в лучшую

сторону. А дальше - осознавать. Ведь любой человек понимает, что аборт

- вовсе не безобидная малоболезненная медицинская операция. Душевные,

эмоциональные особенности женщины меняются, и изменение это

долговременное.

Признать наличие у себя проблемы (любой) - это

значит сделать огромный шаг в сторону ее разрешения. Себя не надо

ругать - это ни к чему прогрессивному не приведет. Если Вы сделали

аборт, раскаялись, но собственных детей у Вас пока нет, пути

исправления "сломанного" материнского инстинкта существуют.

Например,

можно пройти работать в кризисную службу и попытаться остановить от

подобного шага людей неопытных, не вполне понимающих, что они

собираются сотворить. Можно обратиться в волонтерскую службу,

занимающуюся детьми, оставшимися без попечения родителей, или в

организации, курирующие дома ребенка.

На мой взгляд, бескорыстная

помощь чужим деткам может сотворить чудо, и безвременно "выключенные"

материнские чувства женщины, некогда сделавшей аборт, оживут. Но если

начнут приходить мысли об усыновлении, к ним нужно присмотреться

повнимательнее. Усыновление - крайне ответственный шаг, его нельзя

совершить в горячечном порыве. Должно пройти немало время, чтобы

проверить подлинность своих чувств и намерений по этому поводу.



прошла через аборт, и ничего этого у меня нет" Бывает все. И

дистанцирование от проблем - тоже способ их решения, но на время.

Политика страуса - тактика проверенная.

Если радость материнства

для вас ничем не омрачена - ликуйте и благодарите Господа, Которому все

возможно. Но если женщина стремится закрыть глаза на собственные

трудности, они, как правило, не уходят, а усугубляются. Лучше признать,

что в Вашем контакте с малышом что-то отсутствует, увидеть на деле свою

эмоциональную неготовность и начать с этим что-то делать, чем

откладывать решение проблемы.

Что может посоветовать психолог (православный)

* Глубокое и искреннее покаяние в грехе.

*

Не думайте о совершенной ошибке, не сдирайте старую болячку.

Бесконечное прокручивание подобных мыслей подтачивает силы. Лучше

деятельная помощь кому-либо, чем бесплодные сожаления.

* Если Вы,

осознав непоправимость данного жизненного решения, сможете хоть

кого-нибудь предостеречь, это будет своего рода искуплением.

* Может

быть, стоит однократно подробно описать жизненную ситуацию, приведшую

Вас когда-то к аборту, и положить тетрадь с этим рассказом в долгий

ящик - когда-нибудь эта исповедь может пригодиться Вам или Вашим детям.

* Старайтесь не избегать физического контакта с младенцем. Материнские чувства пробуждает контакт "кожа к коже"

* Читайте специальную литературу для родителей - недостаточную работу интуиции можно восполнять большей информированностью.

*

Старайтесь не проецировать своих страхов на детей. Рассказывая о том,

что Вам мерещится близким людям, Вы увидите иррациональность

собственных опасений. Относиться к таким мыслям надо как к

страхованиям.

* Смотрите почаще на других мам с детишками, старайтесь увидеть тонкие детали нормального материнского отношения

* Не надо унывать. Дети - солнечные существа, их безусловная любовь к Вам постепенно растопит сердечный холод.

Зачем была написана эта статья:

Данная

тема может затронуть и тех, кто через аборт прошел, и тех, кто никогда

и мысли о нем не допускал. Размышления на данную тему могут быть важны

для тех, кто обдумывает возможность аборта для себя и тех, кто растит

сейчас взрослеющих дочерей и сыновей. Они сегодня задают вопросы, а

скоро выйдут во взрослую жизнь и будут принимать самостоятельные и

ответственные решения.

Хотелось бы показать, что аборт имеет

длительные, как правило, плохо осознаваемые последствия для всей

последующей женской, материнской судьбы, которые даже ценой специально

приложенных усилий устранить непросто. Это процесс сложный, требующий

времени.

Женщина никогда не забудет, что у нее должен был быть

еще ребенок, и спустя десятки лет продолжает высчитывать, сколько бы

ему было теперь лет. Нередко именно после рождения детей женщина

осознает содеянное ею Главное, что может помочь - раскаяние, осознание,

что не все идет как надо, а также деятельная, недепрессивная позиция,

позволяющая справиться с чувствами вины, преодолеть постабортные

изменения и выйти в новое жизненное качество - неискаженное материнство.

В

утешение можно сказать, что материнство - пространная и исцеляющая

многие душевные недуги практика. Рано или поздно ребенок найдет дорогу

к материнскому сердцу и оно оттает. Но душевная окаменненость - одно из

тягчайших последствий аборта