Ну вот, пока будет оформлено так
Вчера я сдала историю психологии, сегодня разделалась с практикой, поэтому у меня образовался небольшой перерыв, могу отдохнуть пару дней
Ну вот, пока будет оформлено так
Вчера я сдала историю психологии, сегодня разделалась с практикой, поэтому у меня образовался небольшой перерыв, могу отдохнуть пару дней
Источник: http://my.mail.ru/community/fatva/journal
islam.ru/Электронные фетвы и онлайн-муфтии
islam.ru/Электронные фетвы и онлайн-муфтии
[ изображение: http://www.al-azhar.ru/files/imagecache/page/files/i/13632.jpg ]
С бурным развитием Интернета и развития онлайн-консультирования в мусульманском сегменте Сети появилась такая услуга, как издание фетв (богословско-правовых
заключений) онлайн. Наряду с бесспорным удобством этой услуги
для мусульман, она вызывает у специалистов ряд вопросов. Поскольку
это ведет к заполнению информационного пространства фетвами
сомнительного содержания, вынесенных сомнительными муфтиями.
Практика выдачи заключений по Интернету (так называемых, электронных
фетв) подняла проблему подрыва авторитета религиозного знания, особенно
в области вероучения и исламского права. Дело в том, что все, кому
не лень, бросились упражняться в своем владении фикхом (шариатское
право) во всевозможных форумах чатах, блогах и сайтах.
Некоторые ученые выражали свою озабоченность относительно количества
вопросов и мнений, которые порождает практика выдачи фетв по Интернету,
что, действительно, приводит к некоторому подрыву авторитета
религиозных знаний. Однако проблема все-таки не в количестве, а в качестве.
Вопрос заключается в том, что в обезличенном Интернет-пространстве
выдать себя за ученого может любой желающий. Это приводит к заполнению
Сети валом непрофессиональных, необоснованных и откровенно вредных
для мусульман "фетв". Но при этом многие эксперты утверждают,
что покушение неучей и самозванцев на авторитет исламского знания
и звание муфтия (тот кто выдает фетву - прим. авт.) появились раньше,
нежели практика выдачи электронных фетв по Интернету.
Интернет же просто сделал более доступным для массового читателя
разнообразие всевозможных религиозных точек зрения. Сегодня для любого
желающего существует возможность ознакомиться через Интернет с мнениями
любых ученых, представителей других религий и культур. И вопрос не в
том, какие ответы размещены в Сети, поскольку застраховаться от всех
самозванцев невозможно.
Вопрос в том, почему сам мусульманин обращается к помощи Интернет-сайта,
чтобы получить тот или иной ответ? Происходит ли это потому,
что не существует других возможностей найти интересующую
его информацию? Происходит ли это потому, что мусульманин хочет сделать
это незаметно от других, не обнаруживая себя и свой интерес?
Или потому, что он ищет новые точки зрения и взгляды на обычные
вопросы? Каждый из этих случаев, конечно же, специфичен и требует
отдельного подхода.
Закономерно встает вопрос и о том, можно ли утверждать, что электронные фетвы, выдаваемые по Интернету, могут заменить собой реал-имамов и реал-муфтиев.
Особенно этот вопрос актуален для стран Запада, где мало
профессиональных мусульманских деятелей, но очень широк доступ
к услугам Сети. Электронные фетвы, конечно же, серьезно влияют на роль,
обязанности и возможности некоторых имамов, но последние до сих
пор сохраняют значимую роль и в "реальном" мире внутри своих общин.
Это также зависит от того, о какой именно общине и о каком именно имаме
идет речь. Мы можем видеть вокруг нас достаточно грамотных и сведущих
в вопросах современных технологий имамов, ученых и исламских лидеров,
поддерживающих собственные сайты, а иногда и самостоятельно
разрабатывающих их и самостоятельно размещающих материалы на них.
В некоторых случаях развитие Интернета оборачивается усилением
активности и доступности знающих имамов, нежели появлением для них
определенных проблем. Что же касается вопроса о том, кто имеет право
на выдачу фетв онлайн, то ответ здесь достаточно очевиден.
Муфтий, вне зависимости онлайн или в реальной жизни, должен
досколнально знать Коран и Сунну, хорошо разбираться в науках
о Шариате, таких, как фикх, принципы фикха, цели Шариата, вопросы,
по которым расходились и соглашались прежние ученые. Кроме того,
ему следует быть осведомленным о повседневной жизни и современных
проблемах.
Также муфтий обязан быть в курсе всех ключевых изменений и тенденций
в мире. Это требование позволяет ему готовить фетвы с учетом
особенностей текущей ситуации и современных проблем. Интернет-муфтий
должен также быть хорошо осведомленным об условиях жизни спрашивающего,
о законах его страны, сложившихся обычаях и т. д., для того, чтобы
издать правильную фатву.
Таким образом, муфтий в сети обязан владеть следующими знаниями и навыками:
1.Коран и Сунна
2.Науки о фикхе
3.Науки о хадисе (высказывание и практика Пророка, мир ему)
4.Наука о целях Шариата
5.Сравнительное религиоведение
6.Социальные науки, такие как экономика, политология, социология, психология
7.Арабский язык
8.Знание и понимание окружающей социальной реальности (ильм аль-вакиъ)
Те же, кто осуществляет выдачу фетв без соответствующей квалификации
должен воздержаться от этого сомнительного дела. Давайте помнить слова
Пророка (мир ему), обещавшего пламя Ада тому, кто без колебаний делает
заключение, не имея на то должных знаний.