суббота, 31 января 2009 г.

Фестиваль форума "Классика". Заключительный концерт.

Толпа за дверями - человек триста. Отчаянно колотя по стеклянной перегородке, какой-то дяденька кричит: "Пустите меня, я настройщик, я тут работаю!". Растерянные ребята с инструментами стоят стайкой и по мобильнику звонят кому-то: "Рома, мы не можем войти!"... Мда... Кто бы мог ожидать такой аншлаг. И что делать? Охранник молча вывешивает плакатик с объявлением: "Мест на концерт нет и не будет". Ой, как досадно! И тут вижу Рому Гончарова с неизменным красным мегафоном, который возник из снегопада, поманил, и артисты рыскнули за ним куда-то в подворотню. И я тоже помчалась, надеясь на чудо. "Быстро, быстро проходите!" - служебная дверь приоткрыла краешек, и артисты, настройщик, гости по списку стали заныривать внутрь. "Шпиницкий!" - сказала я твердо. Рома завис на секунду, но даже не стал смотреть в свой список. "Шпиницкий - проходите!". И вот я внутри! Какая удача! Спасибо тебе, скромный мой Пандочка. Ты не догадался внести меня ни в какой список, но вот что значит любовь и уважение коллег твоих - им достаточно лишь услышать имя! Когда-то я просила Витю помочь пройти в Рахманиновский зал на один из концертов, он мне ответил, что даже не знает, а где там служебный вход. А он не просто есть, этот вход, он запросто открывается его именем, как волшебным паролем и без всяких списков!

Молодцы организаторы, что и сказать. Умницы! Две недели, одиннадцать концертов, красивый солидный буклет, пресса и цветы, прекрасные ведущие, звезды-исполнители - задали высокий уровень фестиваля. Он был в афишах "Филармоника", поэтому, конечно же, любители бесплатных концертов не могли оставить его без внимания, создавая аншлаги на каждом представлении. Но это не от всеядности, уверяю вас! Ну посмотрите, какие имена были на заключительном концерте: Алена Баева, Екатерина Мечетина, Николай Дорожкин, "DSCH"-квартет, Сергей Кузнецов, Сергей Полтавский, Вадим Холоденко... Хочется перечислить всех абсолютно! И солистов, и аккомпаниаторов, и ансамбли...

Вот "Class&Jazz", Олег и Наталия безугловы. Крейцерова соната Бетховена. Исключительное мастерство! Яркое и безупречное исполнение.

Я в таком восторге от дуэта баяна с виолончелью! Сначала солировала виолончель под баян, а потом она превратилась в бас, и баян порхал-заливался под ее ритм. В отличии от многих исполнителей, в этих ребятах ощущалась взрослость и опыт. Баянист Юрий Медяник просто сросся со своим инструментом, от как-то хитро был к нему пристегнут, что казалось, что каждый его вздох и выдох, а вовсе не меха баяна, издавали эту волшебную музыку! А как звучала виолончель у Бориса Андрианова! Это был голос человека ироничного, умного, говорящего лишь о том, в чем отлично разбирается, немного усталого, познавшего жизнь со всеми ее искушениями. Глубокий и томный звук, до самых печенок.

А Сергей Кузнецов! Рояль открыли, и мне с моего места было не оторваться от наблюдения за лицом пианиста, от сопереживания той муки и наслаждения, которые сменяли друг-друга. Чувства, которые он испытывал, передавала музыка, и иллюстрировало лицо артиста. Супер-картинка.

Я очень люблю альт. Моя душа резонирует с его звучанием просто по законам физики, ну не может не волноваться она, не может не трепетать и не вибрировать, потому что частота одна, видимо. А на вчерашнем концерте до боли, до муки, до спазмов просто я наслаждалась исполнением Сергея Полтавского! Целая пьеса для альта и фортепиано! Какой пир для души!

И уму не было скучно. Московская премьера "Мессиан-квартета" "Сломаное танго" Джона Маккея. Современная музыка хороша тем, что информация в ней заложенная дешифруется легко, все, что музыка говорит - понятно, потому что реально переживается человеком в его повседневной жизни, музыка просто сублимирует и переводит на другой язык чувства, порывы, трагедии и победы человеческой души. Это произведение - полноценный спектакль. Мне казалось, что я могу придумать историю под эту музыку, фантазия разворачивала кино перед мысленным взором, звучали диалои и все было понятно, грустно, трагедийно и в то же время оптимистично. Кажущийся хаос звуков рождал удивительную гармонию в душе. А какие красивые девушки в этом квартете!

Не все мне понравилось. Но так и не бывает, чтобы уж все было на мой вкус. Ведь концерт сборный и музыка разная. Я осталась абсолютно равнодушна к исполнению Мечетиной и Румянцева песен Шумана. Каждый из них, мне казалось, не слышит другого. Каждый старался говорить сам, заглушая партнера, споря, интерпретируя музыку абсолютно по-разному. И виртуозность исполнения только усиливала досаду: ну если ты профессионал, то не надо это доказывать в ущерб смыслу и красоте...

А музыка Бела Бартока мне просто не понравилась. Не моя.

Зато на сладкое - тенор Николай Дорожкин. О, как разгладились лица пришедших на концерт старушек, как засверкали их глаза, зарумянели щечки. Из зала поыухнуло такой волной тепла и такой радостью, которую вызвало выступление Николая с Неополитанскими песнями. Масса зрителей вдруг распалась на отдельные прекрасные лица, руки и платочки, прически и помада... Ощущение праздника! Праздника и счасливого упоения музыкой - вот что подарил Дорожкин всем нам на последок!

Мне не хотелось уходить, честное слово! Просидела я два отделения на батарее у окна, на самой сцене справа, задвинутая за литавры, угрожающе гудящие от каждой моей неловкой перемены позы. Сесть в зале - об этом нельзя было и мечтать! Народ стоял вдоль всех стен, сзади не закрывали дверь, потому что часть зрителей слушали из фойе. Вот так фестиваль! А ведь в Москве - впервые.

Хочется продолжения. Хочется общения. Я абсолютно не понимаю этот их форум "Классика", там около 20 тыс пользователей, активных - несколько сотен. Туча сообщений и тем. Я не умею в нем ориентироваться, но, посетив вот уже второй их фестиваль, я страшно хочу как-то в этом проучаствовать. Ну буклетики продавать, что ли... На этом концерте я проветривала зал. Открывала и закрывала окна, а так же отвечала на многочисленные вопросы зрителей без буклетов, которые терзали меня во время антракта. :). Ага. Для фасону, чтобы меня не выгнали с моего места на сцене, я нацепила служебный бэдж и выглядела весьма солидно и вызывала большое уважение. Так что на месте организаторов я бы не стала отказываться от такой помощницы. :)))

Поздравляю всех, кто к этому причастен и еще раз - огромное спасибо!

Комментариев нет:

Отправить комментарий