четверг, 23 апреля 2009 г.

Старухи

На днях, а точнее, в понедельник, по наводке kolobok1973 посмотрела по Культуре фильм Геннадия Сидорова "Старухи".

Забыла рассказать о впечатлениях раньше, но это никогда не поздно сделать, не так ли?

Отличное кино.

Дело даже не в том, что Сидоров воспользовался запрещёнными приёмами - а брать в качестве актёров непрофессионалов из жизни - всё равно, что снимать детей или собак. При умелом монтаже они выглядят потрясающе естественно и рядом с ними профессионалы смотрятся как студенты младших курсов.

И даже не в том, что в фильме открыта так называемая правда жизни - приём этот в кинематографе, на сколько я знаю, далеко не новый.

Главное достоинство картины, на мой взгляд, в погружении в психологию крестьянина.

Крестьяне, соль земли, это люди подверженные самым сильным страстям. Если жестокость, то прямая, неприкрытая, если любовь - то через глубины грехопадения, инцест, либо предательство, если убийство - то не отягощённое рефлексиями. Выпьет потом водки, крякнет под закусь - и всё. Конец рефлексиям.

Критики писали о фильме, что он вскрыл подлинно русскую черту - подавлять ближнего любя, ломать сожалея, подминать не оглядываясь. Черта эта присуща русскому сознанию на уровне подсознательношго начала, она скорее иррациональна, стихийна. Отсюда и характер взаимоотношений с инородцами: любви-ненависти, отторжения-сожаления.

Согласна с этой версией трактовки, тем более, что она и предлагается, как главный посыл фильма. Поэтому и лежит на поверхности, сверкая всеми гранями, бери не хочу.

Однако.

За посылом, на мой взгляд, стоит более глубинная идея - показать крестьянскую душу, тёмную, архаичную, добиблейскую. языческую по сути.

Я во всяком случае её прочувствовала.

Редко так глубоко художники копают, скажу я вам.

А ещё реже эту глубину чувствуют зрители.

Увы.

Публика, она, знаете ли, дура, в основном!