четверг, 16 апреля 2009 г.

Подростковая психология

Подумалось вот, частично по итогам интересного обсуждения у Levian N.

Почему-то, обсуждая Тома Риддла (я сейчас говорю о Томе из "Игрока", поскольку он для меня по понятным причинам заслоняет всех прочих, в т.ч. канонного), часто забывают о том, что он не взрослый. Он подросток. На момент окончания книги ему всего 20 лет - это очень, очень мало... Да, сильный, да, умный, да, талантливый, да, взрослее большинства сверстников - но все равно подросток, и со всеми психологическими заморочками, присущими возрасту.

Levian N сделала опрос, что бы Том мог увидеть в зеркале Еиналеж. Чисто мое имхо (никому не навязываю) - Том видит там себя как Волдеморта. У Тома на тот момент нереально много комплексов (а с виду и не подумаешь, да). Он слишком эмоционален, слишком непостоянен, слишком многого (с его точки зрения) боится, слишком ко многому привязан, со слишком извращенными наклонностями. Словом, он слишком человек. А Лорд воплощает то, чем Том хотел бы стать, - чистое рацио, не отягощенное эмоциями, привязанностями, слабостями, страхами, желаниями и мечтами. Сверхчеловек, не-человек...

Очень подростковое стремление, конечно, и совершенно наивное. С той разницей, что Том умудрился его реализовать, в отличие от других подростков и их стремлений. На чем и погорел, естественно. Отказ от собственной человеческой сущности даром никогда не проходит. Хочется отказаться лишь от того, что ты считаешь недостатками, - но они же тянут вслед за собой и достоинства. Нельзя взять у монеты аверс и не взять реверс.

То, чем заканчивается желание перестать быть человеком, хорошо видно как раз в каноне. Полным разрушением личности. Одну из версий этого процесса мы увидим наглядно в "Коридоре", пускай и фрагментами.

Перестать быть человеком - огромное искушение. Это же так удобно... Этого так хочется, особенно когда у тебя что-то не получается. А у Тома на момент финала "Игрока" не получается много чего. Его образ собственного "я" дезорганизован, а сложить новый пока не получается.

Плюс он практически не встречает моральной поддержки. Том так долго и так старательно формировал свой образ как сильного, не ошибающегося, абсолютно маскулинного, абсолютного лидера и т.д., что сейчас ему просто страшно хоть кому-то показать свою слабость. Это было хорошо видно по реакции некоторых читателей на финал "Игрока", кстати. Такое праведное возмущение: "Как он посмел быть слабым, как посмел быть извращенцем, как посмел делать то-то и то? Как посмел обмануть наши ожидания?". В высшей степени показательно.

А теперь представьте себе состояние Тома, который прекрасно понимает, что покажешь слабость - и все вот подобное, только с худшими последствиями, обрушится на его голову. Нельзя показывать слабость, нельзя "открывать горло", как в волчьей стае. Сожрут... Какое имел право промахнуться Акела? Какое право ошибаться имел он сам? Да никакого. Вчерашние сторонники первыми заорут: "Ату его!".

Т.е. не к кому идти за поддержкой, некому сказать: "Слушай, у меня так все хреново, так все запуталось, поговори со мной". Судьба любого, кто взобрался пусть на маленькую, но вершину. Никого нет рядом. Или не совсем никого, но Том, с типично подростковым максимализмом, так думает. Любые хоть мало-мальски эмоционально значимые разговоры он откладывает на последний момент - это разговоры с Тони и особенно Рэем, - чтобы, если что-то пойдет не так, потом уехать и забыть.

И вот на фоне этого всего слышится внутренний голос демона-искусителя, который подталкивает тебя к тому,чтобы перестать быть человеком. И сразу станет спокойно, хорошо, холодно... Сразу все будет просто замечательно. Это же так легко...

Вот вам зеркало Еиналеж во всей своей красе.

Дальнейшее мы узнаем в "Коридоре". Выглядит как спойлер, но вообще это просто размышления.

P.S. Кстати, кто еще не знает, - если все пойдет нормально, "Коридор" начнет публиковаться с 31 июля.

Сейчас готовы уже 24 главы. Будет 30 - начну отправлять бете, чтобы помаленьку готовить к публикации.

А всего будет много... Как в "Игроке", примерно, может, децл больше или меньше.