воскресенье, 1 февраля 2009 г.

В сети одновременно прошло сразу два мастер-класса по сценаристике.

Один из них еще даже и не закончился. Я участвовала в обоих. И продолжаю. И если еще будет какой-нибудь мастер-класс - и в нем тоже буду участвовать обязательно и всенепременно. Потому что ученье, как известно, свет.

И вот очень уж мне захотелось присоседиться к чужой славе и высказать свою нескромную точку зрения по некоторым вопросам.

У каждого ведь есть своя точка зрения на то как сделать историю интересной - не важно кино это или литературное произведение.

Так вот. Начну опять же на примере, не имеющем никакого отношения к сочинительству.

Вот есть звук моно, а есть стерео. Стерео вам всяко разно больше нравится слушать, да? Да. А чем отличаются? В стерео - два динамика, по которым звуки частично разнесены. А в моно - один - и все звуки оттуда.

И не надо говорить про квадросистемы, про долби и тд и тп - это все апгрейд старого доброго стерео-эффекта.

Но гениальность отличия стерео от моно как раз в том и заключается, что часть звуков вы слышите с одной стороны, а другую часть - с другой.

Чтобы ваше литературное или кинематографическое произведение было гениальным, оно тоже должно подчиняться этому гениальному стерео-эффекту.

Непонятно объяснила?

Вот еще один пример. из другой оперы.

Имен одинаковых много, да?

А фамилий одинаковых уже значительно меньше, да?

А определенных сочетаний имени и фамилии - и подавно.

Снова не уловили сути? Прямо беда с вами!

Тогда буду по-русски говорить - прямым текстом.

Вот возьмите историю про то, как женщина цеплялась за старое отжившее и не хотела идти в ногу со временем даже ценой своей вероятной будущей гибели.

Вы узнали эту историю? Ни фига вы ее не узнали! Потому что это только - имя этой истории.

А фамилия этой истории звучит следующим образом - Нежелание продавать землю по частям, вырубив старые вишневые деревья.

Теперь у нас есть имя, фамилия, и набивший оскомину своей классичностью и упоминаемостью во всех учебниках, но не менее от этого гениальный Вишневый Сад.

Возьмите другую историю про то, как другая женщина решила не сдаваться, а наоборот идти в ногу со временем. Это имя.

Фамилия - Американская война Севера и Юга.

Что получилось? Правильно! Скарлет О Хара.

Уловили?

Имя - это сюжет.

Фамилия - это фабула.

Сюжет может быть одинаковым и повторяться десятки и сотни раз, и только фабула делает вашу историю оригинальной.

Мальчик убегает из дома и через кучу приключений стремится вернуться домой.

Таких историй - тысячи.

Расскажите эту историю в контексте поиска радостной свободной жизни (=театр) взамен жизни из-под палки (=театр Карабаса Барабаса) - вы получите Буратино.

Расскажите эту историю в контексте поиска сокровищ в пещере - вы получите Тома Сойера.

Продолжаем?

Герой берет на себя непосильную для него задачу спасти от смертельной угрозы женщину, детей и все прогрессивное человечество. И справляется с этой задачей. Большинство голливудских фильмов носят как раз это самое имя.

Используя разные фабулы можно получить или Челюсти, или Крепкий Орешек, или Водный Мир, или. ваш вариант.

Понятно, что имена бывают часто употребимыми и редко употребимыми. И понятно, что чем реже встречается ваша фамилия, тем труднее будет вас с кем-то спутать, даже если ваше имя, к примеру Вася!

(Ни одного Васю ни за что на свете не хочу обидеть, просто пусть Вася - будет примером сильно распространенного имени, ладненько?)

Но если не называть ваш фильм Васей, то и фамилия вашего фильма необязательно должна быть такой редкой как Чапаев, чтобы вас все узнавали в лицо.

Ну а если уж вам повезло быть Васей, то без фамилии Чапаев я уже даже и не знаю, сможете ли вы войти в историю.

А вот знаете что? Купите себе аптечные весы. На одну чашу складывайте избитые и сто тысяч раз пользованные сюжетные линии. На другую чашу складывайте вашу оригинальную фабулу.

И добивайтесь равновесия!

Потому что только то, КАК ИМЕННО именно ВЫ сплетете одно с другим, позволит вашей истории заиграть неповторимостью и оригинальностью.

Ребята, я о чем, если кто еще не понял. надо чтобы ваша история зазвучала как камертон. Сплетение сюжета и фабулы в единое целое - вот над чем надо думать - пишете ли вы литературный роман или сценарий для фильма.

А уже потом - герой, на которого хочется быть похожим, цели, больше действия меньше диалогов, неожиданные повороты. и тд.

Прежде чем впрягаться в этот каторжный труд, выберите имя и придумайте достойную фамилию - вот это мои пять копеек к полученной из мастер-классов информации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий