понедельник, 30 марта 2009 г.

Ступени развития или "У нее была страсть ко всем людям, которые делают что-либо ...



Фраза из "Мастер и Маргариты"...

Первоклассное и профессиональное... что это?

Для меня Профессионалы - это детальные анализаторы. Они умеют раскладывать сложное явление на составляющие и (самое главное) никогда не упускают детали и НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ раньше времени.

Вы когда-нибудь видели сколько набросков делал Леонардо да Винчи? Гораздо менее талантливый художник посчитал бы каждый этап одного такого наброска уже отдельным произведением.

Тот же "Черный квадрат"... Малевич не открыл ничего по сути и не создал. Он просто как это делают дети в детском саду увидел в коряге птичку. И восхитился своей наблюдательностью.

Но он ЛОЖНО посчитал себя творцом. Он - не творец. Это не его творение. Это только его фантазия и проблеск наблюдательности.

Настоящий профессионал ВСЕ ВРЕМЯ наблюдает, ищет детальки и даже получает от них удовольствие.

Но и ЭТОГО ему мало. Он гораздо более Творец по сути своей, чем напоказ. И не важно, что думают окружающие (а в абстракционизме и иже с им часто просто говорят "да вы тупые, не понимаете гениальности творения), а главное, чтобы произведение само было настолько полноценным, что его игнорировать просто нельзя - оно само говорит. А гениальное творение еще говорит разным людям разное, именно потому, что "наполнение" детялями в нем таково, что оно способно сработать в разных ситуациях по-разному, иногда даже так, как не расчитывал сам Творец.

"Простые" люди очень часто упрощают ситуацию, отбрасывают очень многое, считая это не существенным - "да, не парься ты", "надо жить легко" и проч.выражения прежде всего направлены на то, чтобы ограничить внутренний кругозор человека. Остановить его, заставить его удовлетвориться начальным этапом познания.

У меня был случай. Как-то я и моя знакомая беседовали с одной женщиной. После разговора я сказала, что этой женщине нельзя доверять, что она говорит одно, а стремится к другому. Моя знакомая только хмыкнула - выдумываешь, а женщина эта милая.

Спустя какое-то время эта женщина подвела ее. Когда я напомнила мой "прогноз", то она только отмахнулась - "да откуда ты могла это знать"

Действительно.

Это не единичный случай сознательной человеческой ограниченности.

Так я называла это до какого-то времени, но чем больше я общалась дальше с людьми, тем больше понимала, что это не совсем так. Люди НЕ СПЕЦИАЛЬНО этого не видят.

 

У них просто отсутствует такое "зрение". Они не видят деталей или не видят их важности. Они не могут разбить поведение собеседника на составляющие и сделать из них выводы. Ага вот тут одна фраза противоречит другой, тут мимика выдает одно, а жесты другое. И НЛП тут не поможет! Потому что это ЧУЖОЕ ЗНАНИЕ. И все шарлатанство в нынешней психологии заключается в том, что человеку навязывают чужой путь познание и чужое готовое знание, в то время как ему нужно заниматься развитием своего.

Так что же это такое? Объяснить это просто воспитанием невозможно. Ведь часто и любознательный человек и "простак" находятся почти полностью в одной среде.

Я прихожу к выводу, что... никакого равноправия между людьми нет. Есть этапы развития личности. И профессионализм - это один из высших этапов, до которого основной планктон просто не дорастает и именно потому, что тормозит сам себя.

Ну вот, опять идеи Раскольникова и можно упрекнуть - повторение "Тварь дрожащая и право имеющий".

Нет. Идея Раскольникова предполагает 3 разных части:

1. Констатация факта неравноправия людей. Думаю, эксперимент 70 лет Советской власти в России уже этот факт доказал всем.

2. Привязка развития личности к 1 жизни

3. Утопическая и не на чем ни основанная идея власти

Привязка к 1 жизни.

Вот этот момент в современной философии, психологии и фантастике почему-то всегда недооценивается. Но если подумать, то... ну насколько тупо вообще привязывать развитие личности к ее земному существованию.

Вы видели детей? Они все разные! Это не "чистый лист", как говорят иногда психологи. Один в 5 лет уже пишет такие мелодии пачками (Моцарт), какие за всю жизнь никто не сможет придумать, другой разбирает все часы, телевизоры, компьютеры и проч. Третий в шахматы как Бог... что это? Только задатки? Только био-химический набор? Неправда! Это не просто мешок с мясом и костями и опред.скоростью хим.процессов между ними. Это уже готовая личность. В ней есть такие знания, который быть не может просто напросто у животного.

Современными психологами это отрицается, в надежде сформировать НУЖНУЮ среде личность. Сделать "Человека на заказ".

И обходится стороной тот момент, что чаще всего люди не принимают в расчет САМУ ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДО И ПОСЛЕ СМЕРТИ. Не планируют это развитие! Не расчитывают на него и не стремятся к нему...

Ага, а как же религии? Ну да, религии - это интересный пласт культуры. Именно поэтому они меня очень всегда интересовали. Но ВСЕ религии - это закрепощение личности, особенно "по ту сторону". После жизни развития не предполагается. Предполагается готовая схема существования.

Даже в Буддизме есть такой тупик - Нирвана, по сути тот же ограниченный рай, что и в Христианстве.

Религии и вообще этот вопрос (жизнь до и после жизни, цикл существования и развития личности) очень спорный и поговорю об этом отдельно, просто сейчас скажу, что по моему глубокому убеждению, ребенок - это просто новая фаза развития УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТИ. Т.е. эта личность не привязана к этой жизни. Конкретная жизнь - всего лишь один из этапов.

Что это меняет? Да все! Начиная с пресловутого вопроса о "смысле жизни", который в таком случае становится нелепым и совсем не таким значимым, как обычно это выдают с Социальной психологии (которая стремится вбить в человека мысль, что он должен достигнуть чего-то за 1 жизнь).

Главным становится - именно направление развития Личности в течение многих жизней.

Кстати поэтому я обязательно еще напишу о том, зачем и как надо воспитывать детей.

В частности, например, колличество подростковых суицидов можно свести с помощью этой схемы вообще к минимуму. Ведь что такое подростковый суицид? Это разочарование в этой 1 жизни, осознание того, что ты никогда не станешь тем, кем мечтал в детстве и твердо верил, что будешь. ЭТО НЕВЕРНАЯ УСТАНОВКА СРЕДЫ и прежде всего близких людей.

Человек считает, что это конец, не понимая, что это всего лишь 1 звено в цепи и изменив что-то сейчас или даже чуть позже, не обязательно прямо сейчас, не тикает вовсе над тобой время, как это вдалбливается в мозги, но ты изменишь или создашь нужные предпосылки для нужного тебе развития.

Не обязательно как попало наспех "пристроиться" в этой жизни. Может лучше прочистить свое сознание и стать тем, кем ты хочешь в следующей?

Абсурд? Или идея? Или надежда для очень многих?

Смерть - это не конец - вот в чем все дело. И самоубийца - это человек, который прерывает одно и начинает другое КОГДА ОН К ЭТОМУ НЕ ГОТОВ, а значит он наверняка портит себе и вторую, другую жизнь. А возможно попадает в Круг, потому что... это как, вот игроки в компьютерные игры меня поймут... человек, который привыкает к постоянным "сохраненкам" и "перезагрузкам" перестает исправлять свои ошибки и направлять себя на верный путь, а тупо "умирает"-"возрождается", т.е. долбится напролом.

То же самое, кстати, сильно подрывает идею "убийства" - то, что есть у Раскольникова - убийства, как средства решения проблемы, и особенно психологической.

Ну тут еще один сложный вопрос поднимается - о действии и бездействии - это потом...

Власть

Позвольте, можно спросить, а если исключить из идеи Раскольникова вообще элемент власти, то зачем тогда эта идея нужна?

Ну во-первых, не стоит так примитивно понимать - есть высший и низший класс Личностей.

Я бы назвала это... Ступенями Развития. И Профессионализм (с чего я начала) - это не наивысшая ступень. Вот в чем все дело. Раскольников полагал, по сути, что "право имеющий" - это тупиковая ветвь, после которой ничего нет, нет развития. И это его ошибка.

Итак, что же это за Ступени развития и где там профессионализм...

Представим себе лестницу. Как можно ее представить.

Две палки, между ними ступеньки верно? Да, такое и приходит на ум.

Но развитие личности это скорее круговая лестница, например, трехмерный конус, направленный вверх, на котором ступеньки находятся на совершенно разных уровнях и с разных сторон.

На лестницу можно забраться по-разному, но этапы можно все-таки более-менее между собой соотнести.

Но каждый лезет со своей стороны и со своей скоростью. Как лезет вверх, так иногда и спускается вниз, быстро и медленно, с задержками или равномеренно...

1. Первый этап - Живущие наощупь - простейшее познание действием и выработка даже не мыслей, не анализа, а рефлексов. Вы наверняка видели таких людей. Проще всего их увидеть в преступниках, шестерочной массе, хотя они есть везде - они и тихие, и буйные, и зануды, и весельчаки...

Как-то помню, меня удивляло, зачем люди совершают преступления в таких случаях, когда СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, что их найдут. Например избить продавца перед видеокамерой в магазине. Зачем? Ведь все равно абсолютно ясно, что найдут и посадят. И скоро.

Они просто этого не знают. У них это не связывается в логическую цепочку. У них возникает сиюминутное желание, они его удовлетворяют тут же. Им надо потрогать утюг пальцем, чтобы выработать рефлекс и именно этим они и занимаются - щупают все, практически всплепую.

Я не говорю тут о преступных лидерах, о маньяках и др.больных, об одиночках, которые строят планы. Это другое и я не упрощаю ситуацию. Я говорю об исполнителях - "все побежали, и я побежал"

Дело даже не в том, что им интересно, они считают себя умнее или что-то хотят доказать.

Нет, это просто такой способ познания этого мира - они его пробуют как дети - кусают, лижут, царапают, трогают пальцами, смотрят наивно во все глаза... и чаще всего, конечно, вляпываются, но при этом их это не останавливает, они продолжают с той же наивностью это делать (в этом отличие от след.стадии).

Значит ли это, что их можно унижать, убивать их и проч.дурь, которую нужно делать по теории Раскольникова? Нет. Это их путь Накопления. И все, что вы сможете с ними сделать - это просто добавите в их копилку что-то. Что - зависит от вас, но он НИКОГДА не будет решающим. У таких людей ОЧЕНЬ широкий диапазон развития. Нагадите вы им или сделаете добро, даже самое распрекрасное добро - не надо ждать пропорциональной реакции.

Вообще помогать - это великое искусство, искусство настоящего творца (а не манипулятора и не льстите себе, вы наверняка не доросли) и даже в этом случае влияние одного человека на другого не стоит переоценивать. Всегда есть много других факторов...

Помните, что у вас свой путь и прежде всего вам нужно заниматься им.

2. Второй этап - Быдло - накопление рефлексов, простейшие сравнения.

Потом у "личности" как у дитя прорезаются "глазки". Человек уже натрогался доопупения, получил все удары по рукам, начал отличать простейшие опасные ситуации и делать первые примитивные сравнения и выводы как избежать опасностей.

Это так называемое Быдло. Ну да, грубо, зато ясно о чем речь. Можно назвать Мещанством, но слово это слишком прилизанное и не отражает главного, своей сути - ограниченности. Мещанами в советское время кого только не называли, так что слово слишком нечеткое.

И Быдлом, кстати, у нас часто называют кого ни попадя, но я здесь имею в виду людей, ведущих примитивный образ жизни, но уже осмысленный, опирающийся на свой опыт и даже принципы.

Я таких очень просто вычисляю - они любят Шансон. Не значит, что все, кто любит шансон такие... на самом деле "человека пробуешь" постоянно, все время вычисляя кто он и как развивается. Так что то, что я пишу - это не догма, это примерный костяк.

Иногда это даже "правильные" люди, законопослушные, иногда так называемые ассоциальные. Например, семьи алгоколиков. Да, он уже знает, что лучше не грабить и не убивать и может, конечно, сорваться. Но. В основном он этого делать не будет.

Потому как у него уже есть понятие, к чему это приведет. Он уже понимает, что свою жизнь лучше беречь. Он умеет заботится не только о себе, но даже иногда о своих близких (примитивно)

Почему именно алкоголиков? Потому что нервная система подобного рода людей очень слабая.

Кстати Живующие наощупь как раз могут и не пить и даже быть трезвенниками или вегетарианцами в зависимости от среды - им хватает стрессов, которые они получают, когда все щупают.

А вот Быдло часто восполняет недостаток положительных ощущений - ведь им приходится себя ограничивать и это их напрягает. Они часто ломаются и сильно опускаются - сказывается неумение себя занять - это раз, и необходимость себя контролировать. А еще нет осознания полного ЗАЧЕМ это делать. Точнее, зачем ЭТО ТЕБЕ.

Они тупо считают все ограничения - только действием среды, а себя - вольными душами.

Они часто ругают власть, бьют своих женщин, а женщины детей, и придерживаются простейших схем существования.

Ими часто занимаются разного рода Социальные службы. Хмм... какое воздействие возможно на таких людей? ОЧЕНЬ разнообразное, но надо понимать, что из амебы обезьяну не сделаешь, ей можно только дать верное направление для развития.

 

Итак у них есть свое "понятие", накопленные рефлексы и соответственно Схема жизни.

Вариант первый - человек стабилизирует свою схему, еще больше убеждается, что если ходить на завод, родить двух детей, иметь одну жену, хорошую машину и хороших друзей, то станешь уважаемым человеком. Схема сработала и при этом возможно даже углубилась и развилась.

Т.е. помощь в этом случае - это постепенная (!) стабилизация и усложние схемы.

Те, кто работает с ассоциалами меня сейчас поймут - сколько надо терпения и главное постоянства, повторения одного и того же и все равно одно кратковременное, но сильное воздействие Схему может разрушить.

Потому что Схема эта довольно примитивна. Любимая еда, любимый отдых, любимая работа сводится к 1 виду от каждого. Варианты очень ограничены, все остальное резко отсекается как "излишества и баловство". И главное человека это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО полностью удовлетворяет. Это не ограничение для него, он даже еще не чувствует, что ущемляет свою личность. Для него это норма, а чаще всего даже мечта.

Потому что...

Чаще всего Схема жизни не срабатывает. Давление среди слишком для них сильно и сложное, они не могут на него прореагировать так разнообразно, чтобы повлиять и изменить - властные начальники (использование как простейшей раб.силы), друзья (подставляют и чаще всего на деньги), женщины (изменяют и дурят), дети (выходят из-под контроля)

Все это потому, что человек чаще всего является орудием в руках других людей, он не умеет сам ни анализировать, ни руководить и это делают за него и за его счет.

Выводы он делает абсолютно неверные, ВСЕГДА оправдывает себя, потому что видит простейшую вещь - его подставляют. Чаще всего это так. Но подставляют его по его же вине. Вот до этого он уже не способен додуматься.

Итак, у таких людей возникает острая нехватка знаний о власти, поэтому рано или поздно они сбиваются в группы.

3. Коллективизм

Итак Схема Жизни обычно не срабатывает. Если она срабатывает, то человек может перейти в стадию Накопления знаний, расширения кругозора, т.е. в интеллигентность.

Но чаще всего просиходит другое.

Когда человеку страшно, то его особенно тяготит одиночество. Поэтому "давай бояться вместе" - это непременная стадия развития личности. Ее проходят все и в любых сочетаниях и даже не по одному разу.

Вообще то, что я сейчас пишу, эти ступеньки лестницы... они могут иметь разные кхмм и сочетания и уровни. Человек может развить что-то одно сильнее, а что-то другое у него будет находиться на самом низком уровне.

Интеллигент вполне может иметь некоторые рефлексы Живущего наощупь - потому что в этом моменте он еще недоразвился и так сказать "догоняет" программу, но низкими темпами.

А в другом моменте он, наоборот, перерос и этот дисбаланс обычно серьезно сказывается.

Интересно, что есть стресс, а этот дисбаланс вычислить и начать устранять, человеку может стать легче. Вопрос только в том, что если человек сам этого не хочет и не понимает зачем быть полноценным (чаще всего люди этого не понимают), то сделать это сложно.

Коллективизм имеет две стадии:

Коллективное Бессознательное.

Вначале человек постепенно отказываться от своей личности как своей основы, а первичной ценностью считает Среду, а все остальное абсурдом.

Как ни смешно это не прозвучит, но в эту группу можно объединить маргиналов и так называемые Сливки общества.

Маргиналы - это разного рода группировки, в основном экстремисткие.

Сливки Общества - это Бомонд, тусовка, и особенно творческая элита.

Коллективное Направленное.

Это Власть. Любая - желание завладеть одним человеком, группой людей, целым коллективом или народом. Человек уже целенаправленно действует, чаще всего ищет разные приемы воздействия, ему нравится играть, воздействовать и проч.

Обе эти стадии и внутри себя могут затягиваться и между собой могут чередоваться.

Более того, в эту стадию можно возвращаться и возвращаться, потому что эта стадия почти всегда образует невероятную зависимость - так называемые Круги.

Круг - это схема действий, которая (понятно, раз это схема) закрепощает и ограничивает набором "верных" и избранных действий и которая в большинстве случаев срабатывает и человек это видит.

Круги бывают не только от среды, но и Круги Личности, но Круги Среды отличаются потрясающим разнообразием. Где есть Среда - везде есть Круги Среды.

Круг обязательно срабатывает - вот в чем все дело. Если бы мы жили в абстрактной картине, где каждое действие имело свое единичное последствие, то каждый бы развивался, конечно, абсолютно уникально, но при этом не было бы тогда общения. Зачем? Ведь у тебя свой собственный опыт и все равно чужой тебе не понадобится. Круги объединяют, стандартизируют действия и оттачивают качество, как это ни странно звучит.

Коллективизм - невероятно важный этап. Психологи называют его еще социализацией, имея в виду встраивание сущности в соц.среду в течение 1 жизни. Но т.к. я уже писала, что я рассуждаю и беру чуть шире - развитием на несколько жизней, то в этом смысле коллективизм - это возможность набрать пригоршни чужого готового опыта, уже отчищенного и переваренного.

Вот поэтому рано или поздно от него в больших колличествах начинает тошнить.

4. Интеллигентность и Копатели.

Интеллигентность - это крайне интересная и крайне ограниченная схема поведения. Копатели - это то же самое, только на следующем этапе.

Суть первого в том, что Человек приобретает понимание ЦЕННОСТЕЙ. Он уже не просто накапливает информацию и варианты поведения, а ранжирует их и что важно (!) отсеивает.

Стадия "Копатель" - это когда начинает безудержно расширять свои знания, накапливать их в безумных количествах практически не отсеивая.

От копательства вначале человек получает настоящее удовольствие, поэтому этап этот всегда очень ярко врезается в человеческую память как "хорошие деньки". Если это сочетается еще с дружелюбной средой (вроде студенческих отрядов в советское время), то вполне может сочетаться с этапом Коллективизма в самом благоприятном его виде.

Но. Надо понимать, что это всего лишь этап.

Насколько важно видел ли ты 1 закат или 33? Раскопал ли ты 1 гробницу Тутархамона или еще 10 фараонов.

Да. это ужасно интересно, обогащает, облагораживает и прочее.

И все-таки количество очень часто заменяется качеством и это отлично ощущается на поздних этапах. Глаз замыливается, радости уже не радуют, новые знания уже становятся старыми и...

5. Циник

Когда интеллигент начинает меньше заниматься раскопками и накоплением, а больше обсуждением найденного (особенно споры этому способствуют), он непременно не справляется с объемом всей этой информации, многие вещи ему кажутся "заезженными", "бессмысленными" и проч. - он превращается в циника.

Циник - это крайняя форма отсеивания знаний. Когда человек накопил их столько, что считает абсолютно ВСЕ незначительным. Он видит, что влияние каждого фактора в отдельности незначительно, а все вместе они собираются и срабатывают редко.

Это разочарование в эффективности своих действий, разочарование в устройстве мира, который почему-то все равно тупо продолжает жить зачем-то и абсолютно неправильно.

Это несрабатывание всех схем, которые накопились в голове у человека и с которыми он планировал влиять на среду и расчитывал, что схема будет срабатывать гарантированно, а оно вдруг не срабатывает или не всегда или чуть не так.

Это серьезный срыв, ощущение даже не собственной неполноценности (срабатывает обычно механизм самосохранения), а для начала "несправледливости этого мира". Хотя кто вообще сказал, что в основе бытия есть такое понятие как справедливость?

Посмотрите хоть одну серию документального фильма из мира насекомых - все поймете, что это чушь) человеческая...

Цинизм ОЧЕНЬ сильно связан со Средой и особенно со Кругами Среды.

Круги среды, которые до этого при Коллектевизме человеку помогали чувствовать себя уверенно и добиваться стандартных целей стандартными методами или при Копании помогали находить информацию и раскладывать ее по полочкам... все уже разложено, более-менее все уже достигнуто, а смысла нет.

Интересно, что именно в наше время таких людей, циников, гораздо больше, чем их было в... ну скажем во времена Просвещения. Таких вот разочарованных нытиков-умников. А сейчас это чуть ли не каждый третий. Это, кстати, позволяет предположить, что... ох, даже тяжко об этом подумать, что общий человеческий разум развивается по той же Лестнице развития.

В дикие времена было больше Живущих наощупь и чуть-чуть Быдла (принципы вождей), во времена Рима и Средневековье больше Быдла и зачатки коллективизма небольшими группами, во времена Просвещения и до 20 века больше Коллективизма, в 20-ом - людям наконец дали относительную свободу мыслить, общаться и доступ к источникам информации и они стали Копать развилось интеллигентство, а сейчас идет период Цинизма с зачатками профессионализма. И похоже он еще долго будет... При этом разнообразие сохраняется, а низшие ступеньки вовсе не вырождаются, они возникают вновь и вновь и это не "возвращение назад" со старых этапов - это именно новые души, которым еще только предстоит пройти все этапы в новых условиях... вот это дейтствительно странно... может есть еще один этап? Ведь новые откуда-то берутся, а гении куда-то исчезают?))))

Проводников же (см.ниже) вообще просто единицы... интересно было бы посмотреть на такое время, когда их будет хотя бы тысячи...

ППЦ, это сложно, меня замкнуло.) может это и не возможно понять человеческими мозгами...

6. Профессионал

Чем отличается профессионал, от копателя? Копатель перерывает чужое готовую теорию и перерабатывает его. Так часто делают студенты, когда пишут курсовые. Это не их труд.

Профессионалы - это уже следующая стадия именно потому, что от накопленной теории они переходят к собственной практике, а часто даже устраивают коллективные практики.

Ну это, конечно, в первую очередь видно в профессиях.

Но в наше время почти все работают. Неужто все профессионалы?

Нет, еще раз повторю, что то, что я имею в виду - это не сам факт работы и даже упорной и успешной работы, а этап развития личности, того, как человек себя ведет и как поступает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий